1я помощь!

Школа Первой Помощи
"Пространство Безопасности"

 
+7 495 760 9092
-начало -контакты
- -

Подавившийся Чарли

Навыки оказания первой помощи нужны сегодня всем — от продвинутой молодежи и подростков до директоров промышленных предприятий, стремящихся чтить Закон «Об основах охраны труда в РФ».

Не ОБЖ

«Ой, что случилось–то, ой, горе!» Этот крик — сигнал к действию. Оказывается, на стройке упал кран. Трое пострадавших. Особенно досталось крановщице Клаве. Пожалуй, ей уже никто не поможет, о чем свидетельствует выпавший глаз и торчащий из головы гвоздь. Зрелище печальное. Мы сгрудились вокруг Клавы и с жаром обсуждаем, жив пациент или, скорее, мертв…

— Всем двойка! — прерывает наши размышления инструктор Наталья. — Ну, чего вы сгрудились вокруг Клавы? Разве не видите, тут же по–русски написано: «Вытекшие мозги»! Крышка ей, понимаете, крышка! А двое других у вас лежат и стонут, пока вы тут разыгрываете из себя уличных зевак.

Крановщица Клава оживает. Встает, снимает маску. А участники тренинга «Первая помощь» переходят к обсуждению основных ошибок своего поведения. Поведения в Чрезвычайной Ситуации.

Уик–энд интенсивного тренинга порадовал целым пакетом интересных открытий. Оказывается, если человек подавился, нельзя стучать ему по спине. При обморожении — растирать и отогревать. При укусах — отсасывать яд. А при обмороке нельзя подносить к носу нашатырный спирт. Мало того, вызывая «скорую», нужно правильно сообщить о происшествии и записать номер наряда. А еще можно узнать, что таится за страшными словами «алгоритм» и «действие по международным стандартам».

Если коротко, то первая доврачебная помощь — это комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых на месте происшествия и в период доставки внезапно заболевшего или пострадавшего в медицинское учреждение. В реальной жизни — это навыки и умения, которые необходимы, чтобы не пострадать самому и не навредить пострадавшему.

Многие потенциальные клиенты, отказываясь от курса, уверяют, что им это не нужно. Детям, дескать, читают курс основ безопасности жизнедеятельности, ОБЖ, в школе. А сами, как легендарная Масяня, уверены, что справятся «как–нибудь, как–нибудь так…»

— В школьном курсе ОБЖ, по нашему мнению, недостаточно внимания уделяется практичеким занятиям, — считает Станислав Манеров, инструктор-методист подростковых программ Школы, редактор сайта www.allsafety.ru, — Курсы первой помощи для детей и подростков можно считать отличным дополнением к основной школьной программе. Главное преимущество курсов, соответствующих стандартам Красного Креста, — наличие единой стратегии и четкого алгоритма действий. Вся методика преподавания в Школе направлена на то, чтобы человек не только запомнил, но и отработал этот алгоритм действий на практике, доведя его до автоматизма. Тогда он будет меньше паниковать и теряться в любой нештатной ситуации и, вполне возможно, спасет жизнь не только себе, но и тому, кто находится рядом.

Западный стандарт курсов первой помощи в Россию привезли канадцы в 1993 году. Но процесс застопорился, не пошел. «Другой менталитет и методика преподавания», — объясняет причину Виктория Шадрина, директор по маркетингу КТЦ «Школа Первой Помощи». Разница в некоторых базовых принципах, которые европейцы впитывают с самого детства. Грубо говоря, европейцев учат, что придет некто, например «дядя Густав», и их спасет. Их же основная задача на первом этапе — не паниковать, вызвать и дождаться этого «дядю Густава». То есть беспрекословное выполнение четких инструкций без лишних вопросов. Это вполне оправдано, учитывая, насколько эффективно работают экстренные службы в Канаде, США и странах ЕС. Когда курс начали читать в России, возникла масса вопросов, которые были непонятны преподавателям-канадцам, не знакомым с реалиями работы российских служб. Коммуникационный барьер стал первым препятствием. А еще наш человек вопросы задавать любит. К примеру, иностранцам просто непонятен вопрос: «А что делать, если «Скорая помощь» не приехала? Адрес перепутала или в пробке застряла?» Такие и аналогичные — очевидные для нас и невозможные для них — вопросы ставили неподготовленных инструкторов в тупик. Наш человек, как оказалось, не может сидеть на одном месте — ему надо все трогать, щупать, двигаться. Словом, налицо методический и коммуникационный провал. Но учить людей надо. И это понимали спасатели и врачи, ставшие очевидцами первых попыток пересадки западной культуры спасения на российскую почву, и начался долгий процесс поисков формы, наиболее удобной для таких занятий. Ведь цена ошибки неправильно выученного урока — человеческая жизнь.

— Мы начинали работать как дочерний проект компании «Экомедсервис», специализация которой — медицина катастроф, — вспоминает Екатерина Аржанова, генеральный директор консультационно–тренингового центра «Школа Первой Помощи». — Мы постоянно работали со спасателями, которые сетовали, что 40–50% летальных исходов удалось бы избежать, умей люди — свидетели происшествия — делать элементарные вещи. Например, правильно положить пострадавшего в восстановительное положение. Это и навело на мысль о том, что россиянам необходим ликбез по первой помощи.

Поэтому, когда в 2004 году в компанию «Экомедсервис» обратились специалисты из отряда «Центроспас» с идей формирования учебного центра, который бы занимался обучением населения умению грамотного оказания первой помощи, эта идея была встречена с пониманием. Базой учебного центра стала программа Международного Красного Креста. В разработке приняли участие профессиональные спасатели, сотрудники медицинской Академии им. Сеченова, а также специалисты Всероссийского Центра Медицины Катастроф «Защита». Сотрудники консультационно–тренингового центра так формулируют суть услуги: «Обучение людей действиям в чрезвычайных ситуациях и консультации по разработке комплекса предупредительных мер безопасности».

Рынок аналогичных курсов находится в самом что ни на есть младенческом возрасте. Первой помощи учат единичные организации. Собственно, сам «Российский Красный Крест», Учебно-Методический Центр «Московской Службы Спасения», «Школа Первой Помощи» да еще парочка частных компаний. Логотип Красного Креста — своего рода знак качества для компании, которая решила «всерьез и надолго» закрепиться на рынке курсов первой помощи. Однако разместить логотип не так–то просто. Для компании важно не только на основании лицензионного договора получить право использовать такой логотип, но и по уровню качества «дотягивать» до него.

— Несмотря на то, что в Красном Кресте достаточно жесткие требования, сотрудничать с ним выгодно — с точки зрения репутации. На основании договора, заключенного между Школой и Обществом Красного Креста, мы обязуемся не только предоставлять ежемесячную отчетность по количеству проведенных тренингов и оплатить каждое выданное удостоверение, но и предоставить информацию по качественным результатам: как сдали экзамены, почему и какие были ошибки, — комментирует Екатерина Аржанова.

Только факты

«Золотой час» — так в медицине катастроф называют время, когда помощь, оказанная пострадавшему, является эффективной. Если драгоценные минуты упустить, то, по статистике, 30% пострадавших, имеющих совместимые с жизнью повреждения, скорее всего, погибнут.

Оказание или неоказание первой помощи при тяжелых травмах кардинально влияет на показатель смертности. Так, до 90% тяжело пострадавших могли бы выжить, если бы помощь им была оказана в течение первых 9 минут. Если же помощь приходит позже 18 минут, то удается спасти лишь 15% (!). Другими словами, если до приезда бригады «скорой помощи» тяжелораненному не оказать помощь, то шанс выжить у него снижается в шесть раз.

Подавившийся Чарли и все, все, все…

«Сильное звено» курсов первой помощи — это, конечно же, люди. Преподаватели. «Мы для себя изначально поставили очень высокий ценз для преподавателей, — говорит Екатерина Аржанова. — Для спасателей это, минимум, второй класс. К примеру, Дмитрий Кондрашев, один из ведущих инструкторов «Школы Первой Помощи», — заслуженный спасатель России. Кстати, от врачей требуется опыт выездной работы на скорой помощи или в аналогичной службе. А кроме того — умение интересно читать курс, работать с аудиторией. Как правило, курс ведет один инструктор, иногда ему помогает стажер.

Причина столь требовательного отношения к ведущим — сама методика «Школы Первой Помощи». Чтобы провести курс, необходимо два дня «выкладываться». А это обязывает. Кроме того, в течение двух дней инструктор обязан контролировать психологическое состояние участников. Сделать это, по словам Виктории Шадриной, способен далеко не каждый психолог. Зато спасатели — вполне.

Антошка, Антошка, пойдем спасать Алешку!

Сегодня в портфеле «Школы Первой Помощи» несколько основных программ, рассчитанных на разную аудиторию — прежде всего, на частных и корпоративных клиентов, а также на различные возрастные и профессиональные группы. Разрабатывают эти программы методисты.

«Антошка и его друзья» — одна из таких программ. Это игра для детей от 5 лет, в рамках которой на основе сказки про Антошку ребятам рассказывают, как выходить из той или иной сложной ситуации. Отыгрываются ситуационно–ролевые игры по сценариям наиболее типичных ЧС. Данную разработку ведет Станислав Манеров, инструктор - методист детских и подростковых программ.

Центральным же звеном тренингов «Школы Первой Помощи» является корпоративная программа, разработанная на основе стандарта Красного Креста по оказанию первой помощи и действиям в чрезвычайных ситуациях. Изюминка — модульный принцип, который позволяет расширять или сокращать ее, в зависимости от пожеланий клиента. Формат работы подразумевает не только проведение обучения, но и формирование комплекса безопасности. А следовательно — компания проводит оценку не просто уровня подготовки сотрудников, но и степени оснащения предприятия средствами спасения, помощи и самопомощи (на основании дополнительного договора с клиентом). После чего предоставляет свои заключения по необходимой комплектации.

Корпоративные тренинги, как правило, проводятся на территории заказчика. «Все, что нужно для тренинга, — пустое помещение и свет. А также стулья, зона для кофе-брейков, и санитарная зона, — уверяет Виктория Шадрина. — Потому что в нашем распоряжении так называемый мобильный класс: комплект тренажеров, на которых отрабатываются практические навыки оказания доврачебной помощи, плюс доска, маркер и раздаточные материалы. Сам инструктор мобилен, а это самое главное».

Есть у компании и корпоративный блок курсов Corporate Safety. Это Disaster Management, или система подготовки высшего руководящего состава и сотрудников предприятия к действиям в чрезвычайной ситуации.

Как правило, работа с корпоративными клиентами выглядит так: специалисты Школы знакомятся с соответствующими службами, которые отвечают за безопасность и охрану труда, заключают договор о предоставлении услуг, далее идет комплексная оценка предприятия и сотрудников. После этого базовый набор программ адаптируется к нуждам предприятия. «С учетом специфики предприятия в базовые программы добавляются актуальные темы или убираются лишние. Специально пишутся сценарии ролевых игр в тренингах на основе случаев из жизни предприятия . Мы хотим, чтобы программа была максимально адресной, — поясняет суть модульного принципа Екатерина Аржанова.

Отличной рекламой является участие в выставках. «Просто стоять у стенда с оборудованием (манекенами) — бессмысленно», — предупреждает Екатерина Аржанова. Обязательно надо делать шоу. Зачастую на выставках инструктора проводят бесплатные мастер-классы для посетителей — и людям полезно, и внимание привлекают. «Технологии безопасности», «Скорая помощь», «Здравоохранение», «Фитнес-форум», «Вместе строим отель!» — список выставок достаточно обширен, тема актуальна практически на любом мероприятии.

Екатерина Чинарова

Выдержки, опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №1 от 18 Января 2006 года.

   
КТЦ «Школа Первой Помощи»  

Вверх

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
+7 495 760-90-92
Создание и поддержка Xtaxa ©
  Нашли оЧеПятку? :)
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus